Работа социальной службы

Информация о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Закон РФ «ОБ образовании» законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большого внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер.     В современных условиях решение социальных проблем детей рассматривается, прежде всего, в аспекте охраны и защиты их прав. Такие права предусмотрены Конвенцией ООН «О правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН.

Основной задачей в деятельности социальной службы школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

В этой связи приоритетными ориентирами в образовании и воспитании личности становятся: способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений; толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; правовая культура.

В начале учебного года была проведена диагностика семей, по результатам которой  составлен социальный  паспорт школы  и выявили следующие проблемы:

  1. Низкая материальная обеспеченность семей.
  2. Отсутствие доверительных отношений между членами семьи.
  3. Хронические заболевания членов семьи.
  4. Незнание своих обязанностей и прав.
  5. Низкий образовательный уровень родителей.

Диагностика показала: всего семей – 150, из них:

  • Полных – 114
  • Неполных – 36
  • Малоимущих – 83
  • Многодетных малоимущих – 45
  • Опекунских – 7
  • Приемных — 10

4 семьи имеют статус СОП, из которых 8 детей являются учащимися нашей школы

Образовательный уровень родителей:

  • высшее образование – 17
  • средне-специальное – 117
  • среднее – 89
  • неполное среднее — 64

Сфера занятости родителей:

  • производственная – 131
  • производственная – 60
  • бюджетная сфера -36
  • не работает — 49

Материальное состояние:

  • уровень доходов ниже прожиточного минимума — 128
  • уровень доходов, соответствует  реальному прожиточному минимуму – 54

Диагностика учащихся показала: из 211 учащихся:

  • детей из полных семей   —  147
  • детей из неполных семей  —   52  —  57
  • детей воспитывает только мать  —  50
  • детей воспитывает только отец  —  3
  • детей из малоимущих семей  —  94
  • детей из многодетных малоимущих семей  —  47
  • детей из опекунских семей  —  7
  • детей из приемных семей  —  11
  • дети-инвалиды —  4, из них

обучающиеся на дому  —  1

  • дети-сироты – 1
  • детей, состоящих на учете в КДН и ЗП – 7
  • детей, состоящих на учете в ПДН ОВД — 1
  • детей из семей, находящихся в социально-опасном положении —  8.

В течение года осуществляется периодический патронаж семей, из числа опекаемых, приемных, семей, имеющих детей на учете в КДН и ЗП, ПДН ОВД, имеющих статус СОП. С ними проводятся индивидуальные консультации, решаются вопросы по оказанию помощи  семьям, как материальной, так и по проблемам воспитания детей. На классных родительских собраниях проводятся беседы с родителями на темы:

  • «Профилактика правонарушений во время  каникул»;
  • « Основания для постановки на учёт в «группу риска» и СОП»;
  •  «Во что играют наши дети»;
  • «Воспитание ненасилием в семье»;
  • «Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей»;
  • «Человек и наркотики: кому и зачем это нужно?»;
  •  «Причины детской агрессии»;
  • «Остановись и подумай».

В школе проводится ежедневный мониторинг  посещаемости учеников, выясняются причины их отсутствия или опозданий, поддерживается тесная связь с родителями через классных руководителей. Еженедельно подаются в управление учреждениями образования сведения о посещаемости учащимися школы по бланку Ф-1. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель выходят по месту жительства обучающихся. Более высокий уровень посещаемости занятий среди учащихся в младших  классах.  Проблемой  являются  опоздания на первый урок.

Была проведена работа по обеспечению учащихся из малоимущих и многодетных малоимущих семей бесплатным питанием. Оказана материальная помощь 50 учащимся из многодетных малоимущих семей на сумму 94 574 рублей.

В школе работают органы ученического самоуправления — Совет профилактики,  министерство дисциплины и порядка (МДП). Систематически (1 раз в месяц) проводятся заседания Совета профилактики, ведется журнал протоколов. Сложился положительный опыт   совместной  работы школы с участковым  инспектором, инспектором ПДН ОВД, секретарем КДН и ЗП по профилактике правонарушений среди подростков.  Составлена внутришкольная картотека учащихся, состоящих на учете  в районном регистре детей и семей «группы риска», а также на учащихся, семьи которых находятся в СОП. На всех детей разработаны программы ИКР, и ИРР. Организация и контроль за образовательно-воспитательным процессом детьми «группы риска» проходит ежедневно, который включает в себя:

  • проверку посещения уроков социальным педагогом;
  • собеседование с учителями, администрацией;
  • психологическое    и    социальное    тестирование,    анкетирование данной категории учащихся;
  • собеседование с учащимися;
  • работу с банком данных;
  • консультирование педагогов, родителей;
  • организацию досуга детей «группы риска».

Классными руководителями проводится большая индивидуальная работа с данными категориями учащихся: беседа с детьми и родителями, посещение учащихся на дому, контроль за поведением, успеваемостью, посещаемостью уроков, привлечением к школьным мероприятиям, контроль за деятельностью в каникулы,  вовлечение в кружковую работу. Ежемесячно классные руководители заполняют программы по ИКР, ИРР, указывая как положительную так и отрицательную динамику  этих детей. В начале учебного года все дети, состоящие на учете были вовлечены в кружковую деятельность: 7 учащихся «группы риска», 8 детей из семей СОП.

С целью совершенствования навыков профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с детьми и семьями «группы риска» и СОП был проведен семинар классных руководителей по теме «Работа с детьми «группы риска», результатом которого стала разработка алгоритма воздействия на учащихся, не посещающих школу.

В результате успешного завершения коррекционной и реабилитационной работы за период   с учета «группы риска» было снято 5 учащихся и 2 семьи, находящихся в СОП.

Проблема сохранения здоровья учащихся является приоритетным звеном деятельности педагогического коллектива. Одним из главных аспектов данной проблемы школа выделяет питание обучающихся. В течение учебного года охват учащихся горячим питанием составил 100%. На основании Закона Пермской области «Об охране семьи, материнства, отцовства, детства» (от 09.09.1996г. № 533-83) ст. 15, в школе организовано бесплатное  питание для детей из многодетных  малоимущих семей  и малоимущих семей:

  • 47 учащийся из 23 многодетных малоимущих семей, что составляет – 23,2%
  • 96 учащихся из  74 малоимущих семей, что составляет – 47,3%

Всего охват бесплатным питанием составляет 143 учащихся – 70,5%. Оставшемуся контингенту учащихся предоставляется платное горячее питание: 60 учащихся, что составляет – 29,5%. Сбор денежных средств за питание производят классные руководители, которые своевременно заполняют ведомость и сдают деньги в кассу.

Помимо этого, в школе было проведено методическое совещание с привлечением социальной службы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассных мероприятиях». Были рассмотрены следующие вопросы: «Цели и  задачи здоровьесбережения. Диагностика здоровья учащихся», «Результаты тестирования учащихся по ЗОЖ», «Здоровьесберегающие технологии». Динамика состояния здоровья учащихся по данным мониторинга по основным видам заболеваний представлена в таблице:

 

Показатели

2009-2010 уч.  г.

2010 -2011 уч. г.

2011-2012 уч. г.

  Количество учащихся в школе

225

211

203

1. Нарушение осанки

53

53

43

2. Сколиоз

17

15

15

3. Плоскостопие

8

8

5

4. Заболевания нервной системы

3

3

3

5. Заболевания дыхательной системы

6

6

8

6. Аллергические заболевания

10

1

2

7. Дефект речи

5

5

8

8. Нарушение зрения

28

42

39

9. Избыточная масса тела

10

7

4

10. Дефицит массы тела

8

10

10

11. Хроническая патология

62

61

67

12. Кариес зубов

88

109

44

 

 

В школе продолжена работа по диагностике учащихся и родителей с целью – выявления проблем в сфере обучения, воспитания и общения. Работа по диагностированию очень объемная, сложная, требующая постоянного обновления, поэтому эту работу необходимо продолжить при непосредственной помощи школьного психолога. С целью профессионального самоопределения учащихся старших классов для выстраивания  перспективы своего собственного личностного и профессионального развития были проведены классные часы по определению интересов и склонностей учащихся 9, 11 классов на тему «Определение индивидуальной профессиональной перспективы» (31 учащихся), в 10 классе «О выборе будущей профессии» (21 учащихся). Также среди старшеклассников была проведена «Диагностика уровня самооценки» с целью соотношения  результатов самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии.

Кроме этого проводилось диагностирование учащихся с целью выявления  следующих проблем:

  • Дети с низким уровнем самоконтроля, волевых процессов
  • Тревожные дети
  • Дети с трудностями  самоорганизации
  •  Астеничные дети
  • Гипертимные дети
  • Неуверенные дети

Проводилось анкетирование по следующим темам:  «Проблема курения подростков», «Типы темперамента», экспресс — диагностика  детей «группы риска», « Твое отношение к школе», анкетирование для определения актуальности профилактики употребления табака, алкоголя, наркотиков. Для детей из приемных и опекаемых семей:  «Как ты чувствуешь себя дома?», для детей из семей СОП – на выявление социальной адаптированности, для выпускников школы проведена анкета на определение качеств гражданина своего Отечества, личностных качеств человека.

В целях воспитания у подростков терпимости по отношению друг к другу, формирования представления о равенстве в общении с окружающими людьми для учащихся средней ступени было подготовлено и проведено мероприятие «Толерантность и мы», посвященное всемирному Дню толерантности.

В  Пермском крае разработаны и вступили в реализацию проекты на период до 2013 года: «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства» и «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних».   С целью реализации краевых проектов был организован и проведен целый ряд профилактических мероприятий в том числе суицидов, мероприятий в области охраны здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся в школе были проведены следующие мероприятия:

  • Методическое совещание  классных руководителей с обзором документов:

— Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера),

—   Административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»),

—    Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30),

— Нормативные документы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о защите их прав и т.п.

  • Проведение классных часов на темы: «Ценность человеческой жизни» — 11 класс,

«Ступени, ведущие вниз» — 10 класс, «В мире иллюзий или замкнутый круг» — 9 класс, «Цель и смысл жизни» — 8 класс, «Над пропастью» — 7 класс, «Берегите здоровье» — 6 класс, «Умей сказать нет!» — 5 класс.

Помимо этого проводилась консультативная психологическая помощь семьям и подросткам в целях предупреждения у школьников нервно-психических расстройств, психолого-педагогическая диагностика, с целью выявления высокого уровня  тревожности, агрессии, эмоционального неблагополучия учащихся  и составление индивидуальной программы реабилитации. Установлено взаимодействие школы с субъектами системы профилактики по выявленным случаям дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними. В практику школы вошло регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников, пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений в связи с образованием  школьной службы примирения и Совета профилактики.

Проведено общешкольное родительское собрание «Умеете ли Вы    любить своего ребенка» с использованием методов анкетирования и тренинга родителей. Впервые в школе был подготовлен и проведен семинар «Проблемы подросткового возраста» в форме «круглого стола» для приемных и опекаемых семей. Социально-психологической службой школы составлена программа  «Семейный круг» по работе с родителями с целью профилактики злоупотребления ПАВ несовершеннолетними, с которой приняли участие в краевом конкурсе программ работы с родителями по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними «Укрепляя доверие» в номинации «родительское собрание». Проведен педагогический совет на тему «Педагогическая культура и этика профессиональной деятельности», на котором педагоги работали по следующим секциям:

  • «Модели общения педагога с учащимися»,
  • «Педагог-ученик. В чем сложность отношений?»,
  • «Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся».

С целью формирования у школьников устойчивого негативного отношения к пагубным пристрастиям, вредным привычкам  по классам был организован цикл бесед на темы: «Умей сказать – НЕТ!», «Вредные привычки», «Поможет ли нам обман?», «Поступки твои и других», «Плен иллюзий», «Как надо разговаривать со взрослыми», беседа-диалог «Скажи мне, кто твой друг»,  «Дисциплина и порядок – наши верные друзья!». В рамках   Всероссийского Интернет — рока антинаркотической направленности «Имею право знать»  на классных часах в классах II и III ступени была проведена беседа на тему «Правила общения несовершеннолетних в сети Интернет». Данную проблему также обсудили на классных родительских собраниях.

Новой формой в работе социального педагога стала акция «Скорая помощь». С помощью специальной диагностики выявлялись определенные проблемы в классах,  по устранению которых работала социальная (а если необходимо и психологическая) служба. Так была проведена работа по  следующим проблемам: «Вирус сквернословия»  в 11 классе, «Быть человеком — значит чувствовать свою ответственность» в 9 классе, «Разговор о дружбе» в 5 классе.

С целью формирования правовой культуры учащихся, развития  правового сознания, традиционно, в период с 01 по 15  сентября, согласно общешкольного плана работы,  было организовано проведение классных часов на этико – правовую тематику. Классными руководителями проведены классные часы: «Слова приветствия ты должен знать!», «Правила поведения на улице», «Правила поведения в школе и общественных местах», «Правила и обязанности школьника». Для учащихся школы был оформлен стенд со следующими рубриками: «Из каких законов я могу узнать о правах ученика школы?», «Могут ли исключить ученика из школы?», «Могут ли полицейские произвести личный досмотр подростка на улице, на дискотеке, в клубе?», «Имеется ли у учащегося школы возможность работать?».

В целях определения  интересов, склонностей и возможностей учащихся, адаптации их к новым условиям обучения в школе проводится классно-обобщающий контроль в 1, 5 классах. Социально-психологической службой было проведено социологическое изучение  контингента учащихся и  их родителей.

Также впервые социально-психологической службой был проведен внутришкольный  конкурс на лучший классный час по теме «Профилактика злоупотребления ПАВ несовершеннолетними». Конкурс преследовал цель — выявление и поддержка инновационного и эффективного педагогического опыта работы классных руководителей по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними. Конкурс проводился в два этапа: на I этапе жюри отобрало 3 лучших конкурсных работы, на  II этапе – победители I этапа показали мастер-класс на базе своего класса. В результате: I место – Зомарева Т.И. классный час для 11 класса на тему «Ступени, ведущие вниз»,  II место – Попова Г.Ю. классный час для 1 класса на тему «Умей сказать НЕТ!» , III место – Черепанова Н.И. классный час для 9 класса на тему «В мире иллюзий или замкнутый круг».

Положительным опытом работы социальной службы стало участие  пятерых школьников  во Всероссийском конкурсе рисунков «Нарисуем права», по результатам которого им выданы дипломы участника конкурса, а также проведение Недели вежливости для учащихся 1-11 классов. В рамках недели проводились следующие мероприятия: классные часы, диагностика по выявлению уровня воспитанности школьников, марафон «Правила этикета», конкурс презентаций «Город хороших манер», экскурсия в библиотеку «Школа вежливых наук», акция «Плакат», историческая справка  «Вежливые слова», визитная карточка класса «Законы нравственности», мини-сценка «Наши комплименты», демонстрация модели  «Культура повседневной жизни».

В целях предупреждения безнадзорности, пресечения правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов в период летних каникул в Пермском крае проходила операция  «Подросток», о которой учащиеся школы  были проинформированы.  Для этого были проведены профилактические акции:

  • «Соблюдай правила поведения!»  для учащихся 1- 4 классов;
  • «Помни о законе!»  для  учащихся 5-10 классов.

В течение летнего периода  совместно с КДНиЗП были организованы рейды по семьям, находящимся в социально опасном положении, семьям, имеющих детей «группы риска».

Однако, несмотря на системную профилактическую работу с учащимися, проблемы остаются не полностью решенными.

 

ПРОБЛЕМЫ:

  • Отсутствие системы четкого взаимодействия всех районных служб профилактики.
  • Снижение уровня образованности родителей, рост семейного неблагополучия.
  • Отсутствие условий для организации более широкой сферы занятости несовершеннолетних, включения их в социально полезную деятельность.
  • Увеличение детей с девиантным поведением, дезадаптация детей и подростков в социальной среде.